Новая схема движения транспорта: не понятно ничего
01 февраля 2022
Пока озябшие куряне в зимнем городе стоят на остановках в ожидании запаздывающих маршруток, региональные власти успели анонсировать на 1 июля внедрение новой пассажирской транспортной схемы. Курск разделился на тех, кто питает надежды на улучшение транспортной проблемы, и тех, кто уже попытался разобраться и предвкушает очередные сложности.
Сократить, чтобы добавить
Факт – городские маршруты сократят вдвое. И если сейчас при условном обилии транспорта люди испытывают откровенные неудобства, что будет при сокращении числа подвижного состава? Разработчики новой схемы движения успокаивают людей: на рейсы выведут автобусы большой вместимости, а интервал движения станет меньше. Но тема пересадок вносит в привычные планы курян нотки раздражения. Социальные сети уже пестрят сотнями критичных комментариев:
"А я всегда ценила возможность доехать на одном маршруте из пункта А в пункт Б, даже если ждать или ехать придётся дольше. Теперь как блоха скачи с автобуса на автобус".
"Как добраться на Цыганский бугор? Сняли все маршрутки и троллейбус. 33 маршрут ...5 единиц. А вы в курсе, что Цыганский бугор одной улицей Малых не ограничивается? Это что, "кровавая месть" за стойкость в обсуждении генплана? ...Вопросов – не счесть. И ещё. Не отсылайте меня куда-то в интернете, я им не владею. Как и многие горожане".
"Я не так часто пользуюсь общественным транспортом, чтобы сильно печалиться нововведениями, но даже на мой взгляд получилась какая-то невероятная туфта. Теперь проще найти место для стоянки в центре и доехать на личном авто, чем тратить это же время и деньги на поездку общественным транспортом".
Итак, в Курске отменят 25 маршрутов: 7 троллейбусных и 18 автобусных. Вместо действующих сейчас запустят 3 трамвайных, 4 троллейбусных и 37 автобусных линий. Транспорт в городе – теперь ответственность региона. Большие планы требуют больших сил и вложений, муниципальному бюджету такой нагрузки не вытянуть. Заявку регион в Минтранс на получение 3,7 миллиарда федеральных рублей уже подготовил. Прогнозируемые средства планируется направить на развитие трамвайной и троллейбусной сети.
Пересесть и не заблудиться
Месяцем ранее общественности презентовали проект маршрутной сети Курска. По проекту планируются 20 магистральных маршрутов, с интервалом движения 7-15 минут, 17 городских и 8 подвозящих. Во всех видах транспорта действует правило бесплатной пересадки. Абонементы разработают для всех видов поездок. Новая схема – это 45 маршрутов (сейчас – 98), на которые будут выходить 385 единиц подвижного состава. В приоритете – электротранспорт и автобусы большой вместимости (низкопольные). Всё это должно увеличить на треть число посадочных мест. Плюс – льготный проезд сохранен везде.
Геннадий Баев, Руководитель фракции СРЗП в Курской областной Думе:
– Безусловно, для областного центра подобная концепция – новелла. Мы привыкли к протяженным маршрутам, которые связывают все районы города. Разработчики презентуют проект как концепцию удобного пассажирского транспорта. Однако взволнованные горожане уже обращаются в региональное отделение нашей партии. Люди, особенно уважаемого возраста, привыкшие ездить на рынок, в поликлинику прямым рейсом, боятся пересадок, боятся интервалов, боятся перепутать. Это действительно повод для беспокойства – в Курске много пожилых людей, которым новшества будут не по плечу.
Трамвай сохранили
Отдельная тема для обсуждения общественностью – курский трамвай. За 2021 год его судьба претерпела череду кардинальных изменений – от полного демонтажа до модернизации. Партийный общественник Владимир Синельников принимал участие в разработке новой транспортной схемы. "Вместо сохранения трамвайного маршрута №1 с петлёй на железнодорожный вокзал, делающей его малопривлекательным для пассажиров, будут сохранены три маршрута – "единица", "тройка" и "четвёрка", – отметил Владимир Синельников. Так, трамвайная сеть будет представлена тремя маршрутами: №1 "Хлебозавод – ЗАО "КПК" (6 вагонов), №3 "Автовокзал – Кинотеатр Родина" (13 вагонов), №4 "Железнодорожный вокзал – ул. Малышева" (13 вагонов). Троллейбусных маршрутов в новой сети предусмотрено четыре: №7 "Московская пл. – Авиацентр" (14 троллейбусов), №8 "Троллейбусное депо – ул. Серёгина" (6 троллейбусов), №9 "Северо-Западный район – ул. Бочарова" (13 троллейбусов), №11 "пос. Северный – Знаменский собор" (12 троллейбусов).
Стоимость проезда вырастет?
Постановление только что опубликовано на сайте региональной администрации, а куряне уже прогнозируют проблемы, которые принесет глобальная реформа в системе общественного транспорта. В первую очередь, речь о цене за проезд. На маршрутах с регулируемым тарифом (в трамваях, троллейбусах и 22 автобусных линиях) с 27 декабря она уже выросла с 17 до 25 рублей (20 рублей – при безналичной оплате). Тариф держали с 2018 года. Логично, что владельцы автобусов на нерегулируемых маршрутах в ближайшее время подтянутся и вслед за муниципалами цену за проезд поднимут.
Кто тестировал, тот поймет
Несмотря на то, что подавляющее число горожан ещё не оценили перспективу транспортных двухходовок, есть и те, кто протестировал предложенный региональной администрацией сервис. Курянам рекомендовали познакомиться с проектом новой маршрутной сети, построить схему возможных пересадок с сервисом "Планировщик маршрутов курского общественного транспорта" kurskmap.ru. Он пока работает в тестовом режиме. И сразу шквал конкретных вопросов. К примеру, автобусных маршрутов по улице Красной Армии в направлении "вверх" больше не будет. Они переносятся на параллельную улицу Дзержинского. Движение от улицы А. Невского до Энгельса теперь будет возможным только для троллейбусов – №№7, 8 и 9. Жители масштабного частного сектора на Цыганском бугре лишаются привычного троллейбуса, им предлагают автобусный маршрут №33, который предусматривает заезд на ул. Полевую (школа №12).
На автовокзал – с пересадкой
Из-за большой протяженности некоторых маршрутов придется делать крюк там, где раньше был прямой короткий отрезок пути. Например, пассажирам от Автовокзала до курского аэропорта придется ехать через улицу Республиканскую. Автовокзал, в принципе, оказался плохо связанным с основными микрорайонами Курска. Та же участь постигла и железнодорожный вокзал. Добираться туда придется с пересадками, такой подход особенно неудобен для людей с багажом.
Один из показательных примеров. Попасть с ул. Бойцов 9-й Дивизии на Автовокзал по новой схеме напрямую можно на трамвае №3 (9 остановок). Предложенный беспересадочный автобус №85 (13 остановок) обогнет едва ли не весь Северо-Западный микрорайон. Остальные возможны только с пересадкой и в ещё большую окружную через весь город с 29, 32 остановками. Время в пути увеличится в несколько раз. Сейчас через эти точки проходят прямые пути 12 маршруток, 3 автобусов, 2 трамваев. По улице 50 лет Октября время в пути составляет около 10 минут.
Кто не успел, тот заплатил
Попасть в прогнозируемый 60-минутный "коридор" вряд ли смогут жители отдаленных частей города. От Волокно до центра в час пик, особенно в зимнее бездорожье, дорога может занимать больше часа. А значит, придется платить ещё. В любом случае, адекватная информация о механизме пересадок ещё не доступна. Известно лишь, что пересадка планируется бесплатная, а условия ее реализации в настоящее время прорабатываются.
Как с межмуниципальными маршрутами?
Стоит добавить, что вновь ничего принципиально нового не вносится в систему маршрута пос. М. Жукова – Автовокзал, который продолжает вызывать массу нареканий. Он входит в категорию межмуниципальных, в городскую схему не включен, но по-прежнему будет проходить через весь город: пос. М. Жукова – маг. "Полет" – Перекальского – Красная площадь – Дзержинского – 50 лет Октября – Автовокзал. Похожих маршрутов несколько, они нерегулируемые, льготы в них не действуют.
Сейчас вопросов больше, чем ответов. Разработчики курянам предлагают оставлять замечания по работе системы и формулировать предложения по качеству транспортного сообщения в почте newmap@roadkursk.ru. Каждому стоит внимательно протестировать пока только электронную систему. Практика с разработкой генерального плана развития Курска показала, что позиция курян может быть услышана. Горожане отвоевали лес, земли СНТ, частную застройку на Цыганском бугре.
Региональное отделение Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ в Курской области принимает замечания жителей города, которые обобщим, сформулируем и передадим в комитет транспорта на доработку. Адрес для писем: kursk@spravedlivo.ru