Школьный список литературы важно дополнить произведениями современных авторов
12 сентября 2023
Российское общество из-за современных веяний, доступности гаджетов и разнообразных видеоплатформ на время почти утратило звание самой читающей нации. Правда, в последнее время интерес к литературе оживает, как оживают и реакции людей на события вокруг школьных программ.
Многие близко к сердцу приняли недавние заголовки: "Из обязательного списка убрали классиков, зато добавили современных писателей". В Сети даже начали появляться петиции против изменений, а все из-за того, что ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) опубликовал кодификатор к ЕГЭ-2024, в котором нет Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова и Гоголя. И сразу все забили тревогу, что наших столпов литературы сбросили на обочину.
Итак, произведения классиков первой трети XIX века – Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя – школьники изучают в основной школе, в 5-9 классах, а не в 10-11 классах. По какой-то логике, те, кто сдает ЕГЭ по литературе в 11-м классе, в 9-м классе сдавали ОГЭ по этому же предмету и хорошо знают "Пушкина и К".
Ни одно из произведений, являющихся вершиной русской литературы, не исключено из школьной программы. Кроме того, никто не запрещает использовать при ответе на ЕГЭ произведения Пушкина, Гоголя и Грибоедова. Например, что Обломов – это не единственный "лишний" человек, есть еще Онегин и Печорин, а первый "маленький человек" появился не у Чехова, а у Пушкина и Гоголя.
"В любом случае подход к изучению литературы должен подстраиваться под нынешние реалии. Кодификатор не должен обрываться на фамилиях авторов конца XX века. Если в этом году в демоверсии экзамена появились современные авторы – Захар Прилепин, Виктор Пелевин и Евгений Гришковец, то в будущем необходимо уделить еще больше внимания современным авторам", – убежден руководитель фракции СРЗП в Курской областной Думе Геннадий Баев.
И особенно тем, кто публикует произведения, посвященные СВО, событиям на Донбассе и Украине с 2014 года. В новых учебниках по истории последние события уже нашли отражение. Сейчас Минпросвещения обсуждает инициативу о демонстрации в школах документальных фильмов о специальной военной операции. "Такие нововведения важны, но недостаточны. Нужно полноценное погружение в тему на уроках литературы, музыки и изобразительного искусства", – отметил депутат.